Возвращения обязательного ГОСТа не предполагается — в проекте "Стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года" предлагается создать единую информсистему отслеживания движения продовольственных товаров — от компонентов до готовой продукции — и ввести обязательную госрегистрацию основных видов пищевых добавок. В Роспотребнадзоре ссылаются на то, что на рынке постепенно появляются не только добавки из генно-модифицированного сырья, но и продукты нанотехнологий.
В России появится "Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года" — по данным "Ъ", 4 марта проект этого рамочного документа поступил в Минэкономики из Роспотребнадзора. Стратегию разрабатывают в рамках поручения Владимира Путина, которое он дал правительству летом 2015 года. Как отмечалось в поручении (см. "Ъ" от 24 июля), необходимо создать национальную систему управления качеством пищевой продукции, предусмотрев для этого единый подход к мониторингу и отслеживанию продукции в ходе производства. Это не первая попытка Белого дома заняться продовольствием — в 2012 году правительство утвердило основы политики в области здорового питания до 2020 года, действующие и сейчас. Источник в Роспотребнадзоре сообщил "Ъ", что итоговая версия стратегии может быть представлена в апреле.
Проект констатирует: надо "признать необходимость корректировки понятийного аппарата" в законодательстве о качестве пищевой продукции. В частности, предлагается "расширить список регламентируемых показателей" в системе технических регламентов на продукты питания и предусмотреть госрегистрацию пищевых добавок, ароматизаторов и заквасок (в том числе полученных с помощью генно-модифицированного сырья и нанотехнологий), а также "актуализировать" систему их допуска на рынок РФ. Высказана и идея "предусмотреть для отдельных видов пищевой продукции введение сортности и градаций качества в зависимости от используемого сырья". Сейчас разработанные методы контроля охватывают "более половины" пищевых добавок, на которые установлены регламенты применения, говорится в документе.
Напомним, в РФ действуют обязательные технические регламенты на основные виды продукции, пришедшие на смену советской системе Госстандарта. Актуальный список разрешенных пищевых добавок на территории Таможенного союза утвердила Евразийская экономическая комиссия в 2012 году, список использованных средств производители указывают на своей продукции. В Европейском союзе, отмечалось в докладе практики по вопросам торговли и конкурентоспособности Всемирного банка, действует та же система техрегламентов, вопросы сертификации определяются рынком, а специальные схемы контроля качества продуктов питания приняты для отдельных случаев. Например, они работают при контроле производства продовольственных товаров с защищенным наименованием места происхождения или для "органических" продуктов питания.
В России же "несовершенство правовых и организационных механизмов" приводит к тому, что "на рынке имеет место оборот продукции, не отвечающей потребностям большинства населения", констатируют авторы стратегии.
В мартовском докладе Роспотребнадзора отмечается, что суммарная калорийность рациона россиян увеличилась за последние десять лет, возросло содержание в нем жиров (с 31% до 36,3% при рекомендуемых 30%) и сахара (с 12% до 13,4% при рекомендуемых 10%). "Рост потребления жира и сахара увеличивает среди населения риск развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых и других заболеваний",— говорится в докладе. Впрочем, сообщила вчера глава Роспотребнадзора Анна Попова, в целом объем недоброкачественной продукции в РФ не превышает 6% во всех сегментах продовольственного рынка.
Проект стратегии также предусматривает создание единой информационной системы, которая позволит проследить качество продукции "на протяжении всей пищевой цепи". Ее отсутствие в РФ "значимо" — вероятно, так заявляется в проекте основная цель долгосрочной стратегии. Предполагается, что система Роспотребнадзора через общегосударственную систему маркировки позволит определить происхождение продукции, отследить использование лекарственных препаратов, используемых при производстве, и идентифицировать организации, ответственные за каждый этап производства и обращения.
В проекте отмечается, что это произойдет с использованием "современных технологий маркировки" без конкретных указаний на технологические решения. Однако с апреля 2016 года запланирован сходный эксперимент на территории ЕАЭС — радиочастотными RFID-метками будут маркироваться меховые изделия,— и Белый дом в феврале настаивал на том, что эту систему нужно расширять, в том числе и на продовольственный рынок. Впрочем, все подобные системы обычно работают и без технических новаций, являясь дополнением соответствующих технических регламентов.
Аналогичная предлагаемой стратегии информсистема уже создается, напоминает Илья Лоевский из АНО Роскачество (исследует качество продуктов в торговле, создано в 2015 году по поручению Дмитрия Медведева). По его словам, Роскачество работает над мобильным приложением, с помощью которого можно будет отследить информацию, в том числе опубликованную им на rskrf.ru. В перспективе это позволит проследить качество "от поля до прилавка" и объединить данные, которые собирает Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Роскачество и другие ведомства и поставщики информации, говорит он.
Отраслевые объединения производителей пока рассматривают проект стратегии как потенциальный источник угроз своему бизнесу. Глава "Союзмолока" Андрей Даниленко отмечает, что предложения требуют "дополнительных обсуждений" — у ассоциации есть вопросы к документу. По мнению же главы исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, госведомства уже обладают достаточными полномочиями для контроля качества, а новое регулирование усилит нагрузку на бизнес. "Если мы хотим убить желание что-то производить, давайте дальше регулировать",— иронизирует он. По данным "Ъ", основное недовольство производителей вызывает не столько стремление создать общую информсистему для контроля движения пищевых ингредиентов (она будет полезна и бизнесу), сколько ужесточение регистрации пищевых добавок. Тема сильно мифологизирована среди населения, и, очевидно, производители еды опасаются, что от многих заблуждений в этой сфере несвободны и чиновники Белого дома.